"Ты гори, невидимое пламя".
да, в стихах возможно и допустимо всё; любые технические ошибки могут стать необходимыми средствами выражения. но лишь у некоторых, у единиц. поразительный пример этого: недавно обнаружила, что в стихотвореньи Лермонтова «Молитва» — «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...», 1837 года — особый, неповторимый ритм создан не чем иным, как смещением, «провалами» ударений. прямо с ходу: второе слово, да какое — сакральное по значимости, а по контексту — обращение, и не с чем-нибудь, а с молитвой — это слово «провалено» в безударную часть дактилической стопы. нет на нём ударения по ритму стиха.
дальше больше, хлеще. в 3-й - 5-й строках в первой стопе ударения вообще нет. сплыло. на эту ритмическую конструкцию попадает анафора: «Не...». в 3-й - 4-й строках во второй стопе ударение нормальное, дактилическое, на первом слоге. а в 5-й строке, с этой же анафорой, вдруг раз! во второй стопе возникает ещё одно ударение, второе, лишнее. и в этом месте идёт ассонанс, повтор чередования гласных. звучание напоминает то, что описывал Бадди Гласс, говоря о стихах Симора: посреди стихотворенья поэт вдруг взял и заиграл на рожке, будто открылась дверь и необычайно чисто прозвучало несколько тактов: «Не за свою молю душу пустынную...»
в начале следующей строки ударение попадает на второй слог стопы вместо первого. в начале 3-й строки этой строфы — опять такая же ритмическая фигура, как в первой: нет ударения в первой стопе, лишнее во второй: «Но я вручить хочу деву невинную...» /и снова ассонанс, но другой по рисунку/.
в начале третьей строфы, как и в начале 2-й строки стихотворенья, ударение перемещается на 3-й слог стопы, вместо дактиля — наоборот, анапест: «Пред Твоим образом...», «Окружи счастием...»
и в предпоследней строке в первой стопе снова пропадает ударение, а во второй стопе появляется лишнее. и снова повтор чередования гласных, только ударение на этот повтор не попадает. это — в словах о смерти; в конце молитвы: «Ты восприять пошли к ложу печальному...»
не художественный приём, а почва и судьба, настоящие перебои дыхания.
дальше больше, хлеще. в 3-й - 5-й строках в первой стопе ударения вообще нет. сплыло. на эту ритмическую конструкцию попадает анафора: «Не...». в 3-й - 4-й строках во второй стопе ударение нормальное, дактилическое, на первом слоге. а в 5-й строке, с этой же анафорой, вдруг раз! во второй стопе возникает ещё одно ударение, второе, лишнее. и в этом месте идёт ассонанс, повтор чередования гласных. звучание напоминает то, что описывал Бадди Гласс, говоря о стихах Симора: посреди стихотворенья поэт вдруг взял и заиграл на рожке, будто открылась дверь и необычайно чисто прозвучало несколько тактов: «Не за свою молю душу пустынную...»
в начале следующей строки ударение попадает на второй слог стопы вместо первого. в начале 3-й строки этой строфы — опять такая же ритмическая фигура, как в первой: нет ударения в первой стопе, лишнее во второй: «Но я вручить хочу деву невинную...» /и снова ассонанс, но другой по рисунку/.
в начале третьей строфы, как и в начале 2-й строки стихотворенья, ударение перемещается на 3-й слог стопы, вместо дактиля — наоборот, анапест: «Пред Твоим образом...», «Окружи счастием...»
и в предпоследней строке в первой стопе снова пропадает ударение, а во второй стопе появляется лишнее. и снова повтор чередования гласных, только ударение на этот повтор не попадает. это — в словах о смерти; в конце молитвы: «Ты восприять пошли к ложу печальному...»
не художественный приём, а почва и судьба, настоящие перебои дыхания.