в большей или меньшей степени, с теми или иными оговорками это применимо ко всякому делу, и особенно ко всякому искусству; но к поэзии, может быть, прежде всего - потому что через неё совершенствуется язык народа и растёт человеческая душа.
*
предполагаю, что до хороших стихов дорасти в принципе может каждый. но, похоже, в большинстве случаев это требует значительных усилий. а вот переход на качественно другой уровень, к отличным стихам - туда, где требуются, видимо, уже особые природные данные, сила - видимо, менее вероятен, если только изначально не было признаков, что к тому идёт. )
рецепт хороших стихов
высказывание Давида Самойлова на тему
*
каждый
мне запомнился случай Дмитрия Бобышева. этот стихотворец - большой знаток всяких модных и тонких штучек; однако именно к его стихам В. Топоров применил удачное слово - непроизвольный комический эффект. )
можно вспомнить также искусного Бенедиктова.
*
понимание вещи может быть затруднено от её особой глубины или из-за того, что вещь сознательно усложнена, затемнена автором /хотя лично на мой взгляд это неблагодарное занятие/. но сложность - это одно, косноязычие от неумелости - это совсем другое. в общем, всё, что есть в тексте, должно быть именно в нём - пусть не всем или не сразу доступное, видимое; но в самой вещи, а не только в авторских пояснениях и примечаниях к ней.
нынче, 09.09.09 - дважды за день - столкнулась с тем, что авторы ссылаются на понятный только им одним, личный смысл корявых и нелепых строчек. - строки, понятные только авторам и заведомо непонятные никому другому, притом корявые и нелепые - не годятся для публикации. следует читать их самим себе или близким)
*
одна из самых распространённых сочинительских проблем - сплошь и рядом, буквально на каждом шагу - просто недостаточное владение родной речью. неграмотность. причём если орфографические и пунктуационные ошибки в принципе допустимы - сочиняй хоть устный фольклор - то вот речевых быть совершенно не должно. /владеешь диалектом - сочиняй на диалекте, но в его системе/.
реально помогают занятия по учебникам культуры речи.
более того, грамотность прибавляет таланта. да, не очень так чтобы много прибавляет. но всё же, научившись писать грамотно, начинают писать несколько сильнее. и если у кого есть что-то своё, искра - то она, конечно, горит, видимая, не скрытая буреломом ошибок.
настоящие стихи летят (с); чтобы летать, учите матчасть. )
*
одна из самых полезных правок - сокращение. очень часто неудачное можно просто и совершенно безболезненно выбросить.
полезное упражнение - сочинять технически безупречные короткие вещи. тем, кто возьмётся Вам помочь, гораздо легче помочь Вам добиться безупречности в коротком.
если у кого вдруг эпическое дарование, и рассказик, миниатюра, коротенькое стихотворение ни в какую не даются, а тянет на роман или на монументальную поэму - шлифуйте Ваше произведение небольшими отрывками. так на страничку, а лучше на полстранички.