ещё один художник предлагал в качестве самого адекватного способа взаимодействия с произведением искусства — наблюдение. так же, как наблюдаем животных или явления природы.
может, плохо его поняла — но не вижу, каким образом можно это применить к произведению искусства. что в нём наблюдать-то. наблюдаем перемены, а произведение искусства неизменно. всё-таки сдаётся мне, что и сам этот художник свою идею не очень понял. наверно, выдал её от отчаяния; потому, что другие способы взаимодействия зачастую неплодотворны.
а кроме этого — думаю, что наблюдение в данном случае и методологически порочный способ. оно предполагает отстранённость; наблюдаем то, что чуждо. а искусству нужен живой отклик; произведение становится близко.
хотелось мне спросить этого художника, а сам он какого бы хотел взаимодействия со своими произведениями. хотел бы, чтобы их наблюдали, или чтобы отзывались душой? — но не получилось спросить, не успела.