Е. А.
"Ты гори, невидимое пламя".
её кажется в жизни так мало, и когда она есть, она так радует, что мне думается — она всегда лучше. у Гайдара всё тело было в шрамах. Роман Гуль, свидетель враждебный, а потому недостоверный, пишет — он резался в помрачении ума, в приступах душевного расстройства; и это дело вполне возможное, о душевном расстройстве — известно. советский, конца 1980-х годов биограф упоминает вскользь о шрамах — следах ранений. и это тоже дело возможное, хотя представляется менее вероятным.
в общем-то, и никакого нам дела до этого нет, нас это не касается; но если уж помнятся эти шрамы и если о них идёт разговор — лучше бы знать правду.

это была присказка.

наверно, многие помнят впечатляющую киноисторию «Побег из Собибора» с роскошным Рутгером Хауэром в главной роли — руководителя восстания в концлагере, солдата Сашко. классический такой ариец... ну что ж, и евреи бывали такой внешности; наверно, многие знают также, что Александр Печёрский, руководитель восстания, был евреем. и вообще это был концлагерь специально для уничтожения евреев...
и внешность у Александра Ароновича Печёрского типичная такая еврейская. не арийская ни разу.
и очень мне что-то стало грустно и обидно. соверши невозможное, победи, и в итоге тебя покажут обратным тому, кем ты был. хотя, наверно, сам Александр Аронович и не огорчился, если видел фильм и Рутгера Хауэра; а если так — это само по себе весьма утешительно.

ещё мне по этому поводу вспоминаются две истории — «Орлеанская дева» и «Епифанские шлюзы». в одной действительным очень мрачным событиям дана лучезарная концовка, в другой — наоборот, относительно благополучная действительная концовка заменена очень мрачной.
и хоть понятен вроде бы замысел, а всё же вот возникает некоторое, неистребимое WTF?.. — зачем?..

@темы: о смерти, о прозе, о грустном, классика, как не надо, видимое, Шиллер, Платонов, Гайдар, "привет сочинителям славным, чьи судьбы предивны!"